Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Пенсионное страхование как необходимость материального обеспечения граждан в пожилом возрасте существует не только в России, но и во всех развитых странах. В нашей стране, с увеличением продолжительности жизни населения и снижением рождаемости, эта проблема становится все более актуальной. Уже в конце 19 века в России начали уделять особое внимание вопросу пенсионного обеспечения. Это было вызвано увеличением промышленного производства и, как следствие, увеличением числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пенсионное обеспечение в нашей стране и во всех ее субъектах (включая республику Хакасия) традиционно основано на принципе «солидарности» между поколениями, то есть добровольной ответственности молодых поколений перед старшими, финансовой основой которой являются фиксированные отчисления из заработной платы работников.
Работающие граждане обеспечивали тех, кто уже вышел на пенсию, а государство взяло на себя ответственность только за перераспределение полученных средств необходимым образом. Но неэффективность прежней системы проявилась с началом кризиса, когда Пенсионному фонду Российской Федерации потребовались дополнительные средства из федерального бюджета для выполнения своих обязательств перед пенсионерами. Эти проблемы вызвали необходимость реформирования пенсионной системы. В результате реформ была разработана пенсионная система, в соответствии с которой трудовая пенсия формировалась из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Наша страна стремится построить пенсионную систему таким образом, чтобы она обеспечивала более высокий уровень замещения и гарантировала пожилым гражданам достойный уровень жизни в старости. Современная модель существовала в нашей стране более восьми лет назад, но она продолжает совершенствоваться и развиваться. Если рассматривать важность современной пенсионной системы, то она напрямую проявляется в обеспечении граждан достойной пенсией.
Размер пенсии должен напрямую зависеть от заработной платы работника, стажа работы и добровольных взносов. Пенсионное страхование - это государственная денежная выплата (пенсия), ежемесячно выплачиваемая определенным категориям лиц в установленном порядке из социальных фондов и других источников, предназначенных для этой цели.
Пенсия назначается под влиянием различных обстоятельств: в случае смерти кормильца, достижения определенного возраста, инвалидности, трудового стажа (т.е. длительного выполнения определенной профессиональной деятельности). Основными видами наказаний являются трудовые и социальные пособия. Трудовые пенсии включают: пенсию по старости, пенсию по инвалидности, пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет.
Социальная пенсия в Республике Хакасия устанавливается, если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию. Пенсионные выплаты финансируются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также из федерального бюджета. Пенсии будут проиндексированы в установленном порядке в случае повышения прожиточного минимума.
Пенсионное страхование, которое также предоставляется Пенсионным фондом, является одной из социальных программ. Социальная помощь предназначена для определенных групп населения в условиях крайней нищеты и характеризуется регулярными и разовыми денежными выплатами пенсий и пособий, продуктами питания, одеждой и услугами. Социальная помощь осуществляется за счет местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов. В эпоху, когда в корне меняются существующие отношения между социальными объектами, общество не всегда готово понимать задачи страхования в контексте экономического развития. И в этом контексте фундаментальным является изучение теоретических основ социального обеспечения.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия организации пенсионного обслуживания в республике Хакасия.
Объектом исследования являются особенности организации пенсионного обслуживания в республике Хакасия.
Предметом исследования является организация пенсионного обслуживания в республике Хакасия.
Цель исследования: выявить эффективные условия организации и функционирования пенсионного обслуживания в республике Хакасия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть законодательную базу пенсионного обеспечения.
2. Описать сущность и содержание системы пенсионного обеспечения.
3. Проанализировать сущность и проблемы организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Законодательная база пенсионного обеспечения
Необходимо определить круг законов, которые будут представлять для нас интерес при рассмотрении этого вопроса. Законодательство Российской Федерации о пенсионном обеспечении населения не является совершенным, но в Российской Федерации существует достаточно сложная и разветвленная система нормативных актов, регулирующих этот вопрос.
Данная система имеет довольно сложную структуру. Поэтому российское законодательство руководствуется Конституцией Российской Федерации, в которой закреплены основные права и свободы гражданина Российской Федерации, в том числе право на социальное обеспечение. Федеральные конституционные законы несколько ниже по своей юридической силе. Если мы спустимся на ступеньку ниже, то федеральные законы выйдут немного ниже, и только потом конституции субъектов Федерации и их законы и подзаконные акты [12].
Источники пенсионного обеспечения можно разделить на три группы: первая группа источников законодательства о социальном обеспечении состоит из международных договоров и конвенций Международной организации труда (МОТ). В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Второй группой источников права социального обеспечения являются законы Российской Федерации.
Среди них, как уже отмечалось, особое место занимает Конституция Российской Федерации. Действующая Конституция РФ закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения. Характеризуя Конституцию Российской Федерации как основной источник законодательства о социальном обеспечении, необходимо подробно раскрыть содержание статей. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Важное место отводится Федеральному закону «Об охране здоровья граждан». Они были утверждены 1 июля 1993 года и вступили в силу 1 сентября 1993 года. Это постановление устанавливает право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семей, несовершеннолетних, пожилых людей, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей [15].
Следует подчеркнуть, что фонды устанавливают гарантии обеспечения этого права, в том числе право на бесплатное получение различных видов медицинской и социальной помощи. Третью группу составляют правовые нормы, среди которых особое место занимают указы Президента Российской Федерации в области социального обеспечения. Они носят нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов (например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по обеспечению ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.; Указ Президента Российской Федерации «О доплате государственной пенсии лицам, занимающим должности в органах государственной власти и Административными органами СССР и РСФСР» или Указ Президента Российской Федерации «Об увеличении компенсационных выплат лицам, занимающим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР».
Четвертую группу среди правовых норм занимают постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок применения законов, касающихся отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для определенных групп населения в Российской Федерации:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» //СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
4. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 22.11.2016 N 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» // СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
8. Аранжереев М. М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России. – М., 2009. – С. 21–22.
9. Балабанов И. Т. Пенсионная система РФ: - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 279 с.
10. Батыгин К. С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете новой Конституции СССР // Советское государство и право. – 1979. – № 3. – С.19–23.
11. Борисов А. Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир. 2010. С. 513.
12. Гусова К.Н. Право социального обеспечения: - Москва: Юрист, 2011.- 328 с.
13. Дегтярев Г. П. Реформирование пенсионной системы России: институциональный анализ: автореф. дис. … д-ра экон. наук. – М., 2006; Каминский П. Л., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование: теория и практика. – М., 2003; Павлюченко В. Г. Указ. соч.; Якушев Л. П. Социальная защита. – М., 1998 и др.
14. Доклад управляющего Отделением Пенсионного фонда России по Хакасии В.А. Филонова «Об итогах работы ГУ-Отделения ПФР по Республике Хакасия 2016 http://pfrf.ru/.
15. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. – М., 2007. – С. 19–25.
16. Ищенко О.А. Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. 2003. № 6. С. 8.
17. Кокорев Р. А. Негосударственные пенсионные фонды: болевые точки и возможности роста // Аналитический вестник (издание Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). – 2006. – № 11(289). – С. 45.
18. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
19. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: - Учебное пособие для ВУЗов: - М., 2009. - 98 с.
20. Михайленко, Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер: - М.: Наука, 2012. - 112 с.
21. Право социального обеспечения России / отв. ред. К. Н. Гусов. – М., 2008. – С. 209.
22. Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. – М., 2007. – С. 116;
23. Роик В. Д. Указ. соч. – С. 116; Право социального обеспечения России. – С. 88–90.
24. Самуэльсон П. Экономика: вводный курс. – М., 1993.
25. Семенов В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации. – М., 2007. – С. 84.
26. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения: - М.: Финансы, 2010. 287 с.
27. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития: - Москва: Страховое ревю, 2009.- 354 с.
28. Федорова Т.А. Основы пенсионного обеспечения: - Москва: Наука, 2010. 107 с.
29. Финогенова Ю. Ю. Пенсионное страхование. – М., 2003.
30. Фридмен М. Экономическая теория: хрестоматия. – М., 1995. – С. 183–195.
31. Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. – М., 2009.
32. Шашкова О.В. Система пенсионного обеспечения: - М.: Эксмо, 2012. - 427с.
33. Шведчикова Е.В. Пенсионное обслуживание населения: понятие и роль в современной России // Сборник статей XII международной научно-практической конференции, часть 2, М.: «Научно-издательский центр «Актуальность РФ», 2017. С. 201.